Какой-то черт занес во двор Третьяка хмельную ватагу. А чего пьяному молодняку надо? Курей перебили, корыта опрокинули, да хозяйку до слез довели. Самого Третьяка тогда дома не случилось. Уж разухарившиеся гости уходить собрались, а тут глядь – сам хозяин вернулся, да раззор углядел. - Это что? – мозолиистая рука хозяина обвела погромленный двор. - Это – добро! – под ухмылки дружков заявил атаман. - Как разбой добром может быть? – оторопел Третьяк - А так – подбоченился юноша – добро и зло относительны: что одному зло, то другому – добро! На твоем дворе мы знатно гульнули, всем довольны. Добро значится сделали…
Ох, да не зря Третьяк на лошади уезжал:кнут в руке был, искать не пришлось.С ватаги ухмылочки кровью посмывало, да те еще легко отделались – сбежать успели. А атамана Третьяк в охапку сгреб. Порет – кнута не жалеет. Парень ревет-заливается, а Третьяк приговаривает: Радуйся, щенок: коли добро да зло относительны, то я добро вершу – ума тебе добавляю. А коли они не относительны, так ты у меня еще к боярину на суд за погром пойдешь!
Уже вечером сынишка спросил Третьяка: - А вот как оно? Волк в лесу зверей режет, да тем душегубством живет. На людей, бывает, кидается… Охотники кровавым промыслом сыты… Вроде относительно все.
Отец думал не долго: - Ты сам-то волков да охотников видел? Нет? Так по слуху не суди. Волк да охотник больше чем им надо зверя не бьют. А расплодись без волков да охотников зайцы да лоси – все поля и огороды потравят да леса выжрут, а потом сами же с голодухи и сдохнут! Где ж тут относительность?Добрая охота – добро. Другое дело,когда ради забав князья с челядью зверей без счета бьют. Где же тут Добро? А на людей волк зря не ьросится. Только если детей своих защищает или бешенство случилось.Коли он щенков своих защищает – где ж тут зло? А коли он бешеный, то убить его добро, прежде чем он все зверье заразит. И, помолчав, добавил: - А вот ротники на порубежье стоят, нас обороняют, кровь вражью да свою льют – зло разве? Их защитой мы и живы. А вот печенеги налетают – сами работать не любят, а грабить – по нраву. Добро разве?Ты, сынок, печенежье семя не слухай, об относительности сказки лишь ворью выгодны: дурачка ли озадачить, судью ли на свою сторону склонить… Ты,сынок, расти настоящим человеком, а не относительным.
|